
Просмотреть или сохранить оригинал: Если с ребенком трудно
Еще один частый случай нарушения границ - требование <<сделать немедленно>>. Почему-то многим взрослым кажется, что если ребенок не бросает мгновенно все, чем был занят, и не бежит выполнять их поручение, это признак неуважения. На самом деле неуважение - это обращаться к человеку не с просьбой, а с приказом, не интересуясь его планами и желаниями (исключение составляют только ситуации чрезвычайные, связанные с безопасностью).
В этом случае у ребенка два варианта поведения: либо защищаться, пытаясь сохранить самоуважение ценой грубости, либо подчиниться, проглотив обиду. Каждый такой <<глоток>> - трещина в отношениях. Проявленное взрослым неуважение, грубость, высокомерие никуда не деваются, ребенок просто <<гасит>> их волевым усилием внутри собственной души. Бесследно это не проходит. Трещина к трещине - и вот уже отношения отравлены обидой, злостью, унижением. А ребенок очень дорожит отношениями, для него, как мы помним, они жизненно важны. Он меньше всего хочет накопления трещин и поэтому пытается отбить удар, рискуя даже быть наказанным. Потому и грубит.
На самом деле за требованием безусловного подчинения обычно стоит страх утратить власть над ребенком, контроль над ним. Дашь слабину - на шею сядет, ножки свесит. Начнет пререкаться, совсем обнаглеет. Спокойно. Мы помним, что ребенку очень важна привязанность. Если его отношения с родителем хорошие, если он доверяет вам, он хочет слушаться. Для него это естественно, так же, как позвать вас на помощь, если он испугается или больно ударится. По умолчанию в любого ребенка встроена опция <<сделать так, как велит "свой" взрослый>>. Да, есть ситуации и возрастные периоды, когда дети склонны <<качать права>>, но в большинстве случаев им проще и приятней послушаться родителей.
В семьях, где просьбы к ребенку - всегда именно просьбы и сопровождаются словами <<пожалуйста>>, <<если тебе не трудно>>, <<когда тебе будет удобно>>, <<когда освободишься>>, <<если ты не очень устал>> и тому подобными, конфликтов и препирательств почти не бывает. Да, ребенок может увлечься и забыть, и вам придется ему напомнить. Но это не злостный саботаж, а обычная детская невнимательность. Если напомнить тоже без агрессии, он вскочит и поспешит выполнять поручение. И даже, весьма вероятно, скажет <<прости, я увлекся и забыл>>. Еще чуть повзрослев, ребенок станет сам замечать, что вы устали, перегружены, что вам нужна помощь. И вы услышите: <<Отдохни, я сам сделаю>>. Не потому, что строили и гоняли. А потому, что сами не раз демонстрировали ему именно эту модель поведения - модель уважения границ, помощи и заботы.
Петрановская Людмила Владимировна,
из книги <<Если с ребенком трудно>>