Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя life is love: radha.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 463193 зарегистрирован более 1 года назад

life is love

она же Radha по 15-11-2014
настоящее имя:
Виктория (Фам. скрыта)
Портрет заполнен на 85%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 101

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Дети и гаджеты. Быть или не быть

  11.02.2016 в 17:59   73  

Дети и гаджеты. Быть или не быть
Просмотреть или сохранить оригинал: Дети и гаджеты. Быть или не быть

Заходим в кафе поужинать и везде видим семьи с детьми. Каждый ребёнок в планшете. Даже если он еще толком ходить не научился, я уж молчу про тех, кто постарше. Чтобы сидел тихо и не мешал родителям. Родители радостно отдыхают, а дети со стеклянными глазами смотрят свинку Пеппу, каких-нибудь Лунтиков и ещё что-нибудь. Наши дети – безо всяких устройств, поэтому шумные, живые, бегают иной раз по кафе, особенно если еду пока не принесли.

С раннего детства дети просят у Деда Мороза планшет, а родители радостно эту просьбу выполняют. Даже в начальной школе многие дети уже не просто с телефонами, а со смартфонами. И попробуй не купи, ведь у всех есть! В жизни современных детей гаджеты появляются очень рано. Мультики им включают уже с года, в этом же возрасте дают побаловаться планшетом. Это вроде как удобно для папы и мамы – немного тишины и покоя. Но за все есть своя цена.

Пока дети маленькие, это умиляет, вызывает восхищения, мол, какой прогрессивный ребенок растет! А потом ему исполняется 12-13-14, и его никак не достать из виртуальной реальности, и уже этот вопрос не решить запретами. Уже появился и сформировался устойчивый вкус.

Когда-то у нас тоже было так принято, у старшего iPad появился в пять лет (бабушка подарила), среднему было два с половиной, когда мы купили ему свой планшет, чтобы они не дрались за него. И да, было в этом особое удовольствие. Сидишь в кафе и тишина. Можно и поесть, и поговорить. Иной раз даже можно забыть, что где-то есть дети. Как будто мы вдвоём, у нас романтичное свидание.

Старший умело орудовал «злыми птицами», мастерски проходя самые сложные уровни, средний забрасывал лягушке в рот леденцы. А мы думали, что все хорошо и правильно. Время такое, когда без этого никуда и никак! Иной раз планшеты здорово выручали – в парикмахерской, например, или у врача во время сдачи анализов.

Мы долго убеждали себя, что это полезно.
• старший именно так выучил все буквы
• очень хороший стимул — сделай это, я тебе планшет
• есть много развивающих приложений
• иногда очень хочется тишины, и планшет выручает
• технологический век – дети должны быть готовы!

Период, когда мы так жили, продлился полгода. У старшего чуть больше (он раньше начал). Но потом открылись и минусы. Достаточно серьезные. На которые закрывать глаза не получалось.
• Зависимость. Дети не могли без планшетов, как маленькие наркоманы. Истерили, если им не давали, кричали. Искали их, отказывались отдавать, даже если договаривались на всего одну игру.
• Лучшим другом становился именно планшет. Не мама и папа, не брат, не другие люди – а железяка, без которой из дома выйти было невозможно.
• Планшет не надоедает. Он затягивает, и момента, что ребёнок сам его отдаст — не случается. Даже если оттуда удалить все игры, они находят какие-то другие возможности там потратить время.
• Потеря интереса к реальной жизни. Да, они могли сидеть в планшете, когда рядом был целый мир. Не плавать в бассейне или море, не лазить по деревьям, не копать ямы, не бегать за жуками. Сейчас я наблюдаю иногда «гуляющих» детей – которые выходят на улицу и сидят в планшетах, воздухом дышат называется.
• Мнимая успешность. В планшете быть успешным легко. Выучи, на какие кнопки нажимать — и все, ты молодец. В реальности же совсем иначе, больше вариантов. Совершенно иначе нужно идти к успеху, планшетные навыки не пригождаются, а только мешают. В реальной жизни дети чаще начинают пасовать перед трудностями.
• Нет общения внутри семьи. Да, это самое грустное. Сидишь за столом, а все в гаджетах. И общаться не о чем и незачем. Сперва ты их занимаешь, чтобы они не мешали поговорить, а потом они уже и не хотят с тобой общаться.
• Портится зрение. Нагрузка на глаза огромная. Экран слишком близко. Посидит полчаса, и уже глаза уставшие.
• Копятся эмоции. Во время сидения за экраном работает ум, появляются эмоции, а тело — не участвует. Поэтому после случается взрыв, когда ребёнок огромный объём эмоций проживает за маленький промежуток времени. Разрядка.
• Разбалансировка тела. Ребёнок перестаёт ощущать своё собственное тело и его сигналы. Некоторые даже забывают до туалета дойти. А многие просто не чувствуют самых себя на телесном уровне. Как будто есть только голова и пальцы, ведь только они активно участвуют в гаджетомании.
• Чем раньше ребенок приучается к гаджетам, тем быстрее и сильнее формируется привязанность.
• Это очень легкий уход от реальности. Слишком легкий. Даже физически никуда перемещаться не нужно. Столкнулся со сложностями – уйди в виртуальную реальность.

И мы решили отказаться от такого способа занять детей. Совсем. На нашу удачу у младшего планшет сломался. Мы просто не стали его чинить. Планшет же старшего был случайно (или неслучайно?) сломан папой и починке даже не подлежал. Мы не стали покупать новые «занимашки». Хотя было сначала очень непросто. Мы столкнулись с рядом трудностей:
• Как пережить эту страшную ломку?
• А чем их занять, когда это нужно? В аэропорту, кафе? Как теперь стричь тех, кто этого не выносит?
• Как справиться с атакой на наши телефоны? Они ведь так похожи, только меньше.
• Как вернуть их интерес к реальности?
• Как без гаджетов продолжать их развитие и обучение?
• И имеем ли мы право отбирать у детей iPad, если сами часто сидим в iPhone?

Задача была сложная, но творческая. Со средним сыном было проще — ему все-таки было три с небольшим, стаж был всего полгода. Старший в свои семь сопротивлялся намного сильнее. Это было трудно, но оно того стоило. Прошло уже три года – и я вижу, что все это было не зря и очень вовремя.

Да, пришлось пережить непростые времена. Да, тишины в доме стало намного меньше. Да, в кафе часами уже не посидишь и часто не поговоришь. Да, нужно придумывать им занятия в сложных местах, носить с собой карандаши и раскраски, например. Да, приходится и самим меньше сидеть в экранах и перестать играть (а ведь когда-то мы так здорово с мужем гоняли «по сетке»!). Да, какие-то вещи как буквы или цифры приходится учить с ними самим и превращаться в попугаев. Да, теперь iPad не может себе купить даже папа. Но оно того стоит.

Да, отдельно выделю вопрос воспитания себя. Потому что дети многие модели берут с родителей – так или иначе. Как я уже сказала, мы сами перестали играть в игры – несмотря на то, что нам это тоже нравилось. Мы стали использовать телефоны только для работы. И теперь ребенок может заглянуть в экран, увидеть там какие-то буквы и цифры, узнать, что мама, например, так работает (набирает статьи в заметках), а папа отвечает на письма. Это уже не так интересно и не так манит. Даже при таком использовании гаджетов, все равно приходится постоянно себе напоминать о том, что неплохо было бы убрать их прямо сейчас – за столом, в кровати, на улице. Поэтому воспитывать самих себя приходится еще серьезнее.

Скажу сразу — мультики смотрим, о них мы поговорим чуть дальше, пока давайте разберемся с планшетами и смартфонами.

Освоить гаджеты они успеют всегда, но успеют ли они получить заряд любви к реальной жизни? Или вы правда думаете, что бабушки и дедушки все это освоить могут за неделю, а дети, которым будет, например, по 20 — уже нет? Научатся ли они общаться, любить и жить в этом реальном мире? Научатся ли себя слышать, чувствовать, жить в гармонии с телом? И кто будет заниматься их воспитанием? Мы? Или кусок железа?

Прошло уже три года. Лука до сих пор не знает, что iPhone можно играть, как им управлять, и до двух лет вообще не смотрел мультики. Да и сейчас мультикам он предпочтёт ковыряния в земле. Старшие же могут потыкать в iPad где-то в магазине техники, но спокойно уходят оттуда, не прося домой такую же штуку. И даже на детей с гаджетами смотрят спокойно, без зависти и без залипания в чужом экране.

А лучший гаджет — это природа. Океан, деревья, песок, трава, цветы, фрукты, земля, солнце, реки, снег, животные. Это всегда на пользу, развивает в детях столько всего, что перечислить не хватит пальцев.

Пройдет время – и конечно, у каждого из них появится телефон. Вопрос лишь в том, как они будут его воспринимать – как легкий способ ухода от реальности? Или как инструмент, с помощью которого можно работать, звонить, писать смс, фотографировать?

Ольга Валяева